понедельник, 29 августа 2011 г.

Развертывание SIP-DECT от Aastra совместно с IP-PBX Asterisk



В этой статье пойдет речь о развертывании системы SIP-DECT, используя в качестве офисной телефонной станции бесплатную IP-PBX Asterisk. В качестве точек доступа DECT предполагается использовать Aastra RFP L32 IP и Aastra RFP L42 WLAN объединенных в один DECT-кластер (систему), а также DECT-терминалы Aastra 610d и Aastra 620d.
Преимущества технологии SIP-DECT от Aastra заключаются в том, что подсистема мобильной связи DECT разворачивается на базе существующей SIP-инфрастуктуры любого производителя – будь то Aastra MX-One, Aastra BussinessPhone, IP-PBX Asterisk и любые другие SIP-АТС, которые используют для подключения абонентов в качестве протокола открытый SIP.
С точки зрения мобильности в данной конфигурации можно использовать любые DECT-терминалы стандарта GAP, а с точки зрения SIP-АТС абоненты будут представляться обычными SIP-абонентами. Таким образом, если все упростить, то  технология SIP-DECT преобразует голосовой поток в стандарте DECT в IP-пакеты стандарта SIP.
Лабораторная установка представляет собой следующее (рис. 1):
- Коммутатор HP Networking 4210G-PWR. Принципиальным моментом выбора этого коммутатора является наличие функционала PoE, так как в базовой поставке блоки питания не идут с данными DECT-станциями (но могут быть поставлены опционально), поэтому питание станции будут получать по технологии PoE от данного коммутатора. Вместо него может использоваться L2/L3 коммутатор любого другого производителя с функционалом Power over Ethernet (PoE);
- Базовая станция Aastra RFP L32 IP, назначим ей IP-адрес в нашей сети 172.31.31.11 /24, она будет являться главной станцией системы, содержать «серверную» часть софта управления OMM, с нее будет осуществляться управление другими точками системы. Стоит заметить, что возможность управления системой с одной главной точки очень удобно – не нужно заводить отдельный сервер для управления точками в системе. Но в случае, если количество базовых станций планируется большое – правильнее будет развернуть серверную часть софта не на одной из базовых станций, а на отдельном linux-сервере.
- Базовая станция Aastra RFP L42 WLAN, назначим ей IP-адрес в нашей сети 172.31.31.12 /24, она будет являться второстепенной станцией системы, ее отличие от RFP L32 IP в том, что она по мимо всего прочего содержит функционал WiFi. Теоретически, данная станция может выполнять функции главной точки в системе, но тогда она потеряет функционал WiFi, таким образом, целесообразнее делать базовую станцию RFP L32 главной.
- IP-PBX Asterisk/1.6.2.11 развернута на виртуальной машине под Hyper-V, имеет IP-адрес 172.31.31.107 /24
- Ноутбук для настройки (IP-адрес 172.31.31.250), с поднятым сервисом TFTP-сервера для загрузки ПО на станции (в данном примере используется утилита Tftpd32, которую можно бесплатно взять тут: http://tftpd32.jounin.net/ ). Следует иметь ввиду, что для нормального функционирования системы из базовых станций необходимо наличие TFTP-сервера в момент их включения/перезагрузки. Машина, на которой развернут TFTP-сервер, должна разрешать устанавливать соединения по TFTP (выключите брандмауэр/файервол Windows или предусмотрите возможность соединения для TFTP если отключение не возможно). Даже настроенные точки доступа после их перезагрузки по питанию забирают рабочий софт с TFTP-сервера (не содержат весь софт целиком во флеш-памяти, там имеется только первичный загрузчик).
Рисунок 1
- DECT-терминал Aastra 610d, с черно-белым экраном. Назначим ему номер 6000 в нашем номерном плане;
-DECT-терминал Aastra 620d, с цветным экраном и функционалом BlueTooth. Назначим ему номер 6001.

Настройка Asterisk
В данной статье я не буду подробно останавливаться на настройках Asterisk. Будет показано, как создаются два нужных нам номера – 6000 и 6001 в номерном плане, и заведение соответствующих SIP-абонентов.
Заводим простейший DialPlan по умолчанию (рис. 2):


Рисунок 2
 Далее, заводятся SIP-абоненты с номерами 6000 и 6001 в разделе Users (рис. 3):


Рисунок 3

Их имена (учетные записи SIP) совпадают с номерами, аутентификация не включена, то есть в последствии не нужно будет абонентам вводить логин и пароль. Этот функционал опциональный, при желании может быть включен, станции Aastra его поддерживают.
Зайдя на страницу System Status можно заметить, что пока абоненты не активны, так как базовые станции не настроены на эти аккаунты.

Настройка  базовых станции Aastra
Первичная настройка базовых станции имеет свою специфику. Во-первых, станции не содержать IP-адреса по умолчанию, с помощью которого можно их настроить. В новых станциях, вытащенных из коробки активен только базовый загрузчик, который может взаимодействовать только со специальной утилитой OM_Configurator.jar (java-приложение). Эта утилита, а также весь остальной софт, который нам понадобится в настройке находится тут:  http://www.aastra.com/cps/rde/aareddownload?file_id=6023-14931-_P06_XML&dsproject=aastra&mtype=zip . Эти .jar файлы разместите в папке с простым именем (без символов !, _ и прочих дополнительных, это важно для Java).
Распаковав архив, мы обнаружим там ряд файлов. В первую очередь нам понадобится основной файл микропрограммы, который будет загружен во все базовые станции по протоколу TFTP. Это файл - omm_ffsip.tftp, его следует поместить в папку tftp-сервера, из которой впоследствии возможен забор по протоколу tftp. После чего, на ноутбуке для настройки запустим конфигуратор OM_Configurator.jar (подразумевается, что JAVA на нем уже установлена). Убедимся, что базовые станции и ноутбук для настройки находятся в одном LAN-сегменте и запустим сканирование этого L2-сегмента сети кнопкой Scan в конфигураторе (рис. 4):

Рисунок 4.

Должны обнаружиться все базовые станции, которые подключены в этот сегмент сети. По MAC-адресу определим нужную нам RFP L32 IP – ее MAC должен совпадать с написанным на коробке или на дне станции.
В данном случае это первая обнаруженная станция, на нее следует нажать мышью, чтобы в правой части настроек появился ее MAC. Далее, настраиваем поля, которые отмечены красными стрелками. Следует заметить, что логин/пароль по умолчанию на базовых станциях omm/omm. В качестве OMM IP address следует прописывать IP-адрес главной станции. В данном случае мы настраиваем главную станцию, поэтому этот адрес совпадает с IP address.
После заполенения необходимых данных нажимаем кнопку Send config. на верхней панели. Если все нормально – в левом нижнем углу должен появится статус Send OK.
После выполненных действий данная базовая станция готова к работе. Ее IP-адрес 172.31.31.11 должен отвечать на команду ping, на нее можно зайти через WEB-интерфейс по этому адресу или через утилиту OMP.jar, которая была в составе распакованного архива. Таким же способом делаем первичную настройку второй станции, различие будет только в IP-адресе.
В дальнейшем, все настройки системы производятся только с главной станции, вторая и последующие станции не могут быть настроены через WEB-интерфейс или утилитой OMP.jar.
Зайдем на главную базовую станцию через браузер Internet Explorer, набрав в адресной строке http://172.31.31.11
В первую очередь нам будет предложено заменить пароль по умолчанию на более сложный. Пароль должен содержать большие и маленькие латинские буквы, а также цифры. Без смены пароля работа с WEB-интерфейсом не возможна (в отличии от утилиты OMP.jar, которая не требует обязательной смены пароля). Также будет предложено заменить пароль на пользователя root для удаленного доступа (если он будет необходим и активирован, по умолчанию он не активен). Следует отметить, что пароль на эти базовые станции в последствии очень сложно сбросить к первичному заводскому (необходимо будет взаимодействие с технической поддержкой Aastra), поэтому крайне не желательно его забывать, сохраните его в надежном месте.
Начинаем настройки с раздела System Settings (рис. 5):

Рисунок 5.

Обязательно следует настроить поля, отмеченные красными стрелками:
- Имя системы, которое будет отображаться на телефонных трубках;
- PARK-код, который уникально идентифицирует данную DECT-систему базовых станций. Является уникальным кодом,  заказывается отдельно, без него система будет работать с базовым PARK-кодом только 72 часа и звонки будут ограничены 30 секундами (для тестовой эксплуатации).  Также этот PARK-код нужно будет ввести на DECT-терминале при первичной настройке для регистрации трубок в этой системе. Следует заметить, что изначально код приведен в шестнадцатеричной системе (HEX), а в DECT-терминалы его следует ввести в десятичной системе – код в десятичной приведен справа от поля PARK в круглых скобках.
- Regulatory domain – тут следует указать наш регион – EMEA;
- DECT authentication code – этот код в последствии нужно будет вводить на DECT-терминалах при первичной настройке для регистрации трубок в системе.
После нажатия кнопки OK базовая станция перезагрузится (не забывать оставлять запущенным TFTP-сервер).
Далее, после перезагрузки перейдем к настройкам SIP (рисунок 6):
Рисунок 6.
В полях, отмеченных красными стрелками, вводим IP-адрес нашего Asterisk, на котором уже заведены два SIP-аккаунта. После нажатия ОК, станция также перезагрузится.
Следует заметить, что для того чтобы проверить функционал DECT не обязательно наличие поднятой телефонной станции. Вместо IP станции можно прописать IP-адрес текущей главной базовой станции DECT (в данном случае 172.31.31.11) и звонки с одной трубки на другую трубку в пределах этой DECT-системы должны проходить. Таким образом, это можно использовать для траблшутинга, в случае, если что то не работает, чтобы определить в чем проблема – в DECT части или в SIP-взаимодействии с телефонной станцией.
Далее, перейдем к настройкам собственно DECT-базы (Radio Fixed Parts) рис. 7:

Рисунок 7.
Даже если базовая станция в системе только одна, все равно ее следует завести в этом разделе. Как показано красными стрелкам, нажимаем кнопку New и вводим в появившемся окне MAC address нашей станции, ее имя, а также обязательно принадлежность к DECT-кластеру, в данном случае 1. Аналогично добавляем вторую базовую станцию RFP L42 WLAN.
После этих настроек станция станет активной и ее должны «увидеть» DECT-терминалы в зоне доступа.
Далее, перейдем к настройкам DECT-абонентов (Portable parts), для того, чтобы наши DECT-терминалы получили номера, соответствующие SIP-номерам номерного плана АТС Asterisk и стали полноправными участниками этой телефонной системы (рис 8):

Рисунок 8.
Кнопкой New добавляем новый аппарат, вводим его имя, номер, IPEI-код (однозначно идентифицирует DECT-терминал, можно посмотреть в настройках трубки раздел Система -> Показать IPEI), а также DECT authentication code. Тут также можно ввести параметры SIP-аутентификации, если они предусмотрены на АТС, но в данном случае эти поля остаются пустыми (выделены красным овалом).
Настроим DECT-терминалы, для того чтобы они могли зарегистрироваться в этой DECT-системе на примере терминала Aastra 610d: Меню -> Система -> Регистрации -> Новая система. Далее следует ввести код аутентификации (в нашем случае это 1234), а также PARK-код в десятичной системе счисления.
Заведя два DECT-терминала убедимся, что они прописались на станции (появились зеленые галочки в разделе Subscribed).
Также убедимся, что базовая станция зарегистрировалась на Asterisk успешно:

Рисунок 9.
На этом настройки закончены, можно позвонить с трубки 6000 на 6001 и проверить качество связи!

7 комментариев:

  1. Довелось инсталлировать Aastra DECT систему на базовых станциях 43 (3 штуки) и 32 (3 штуки) (все без L). Лицензию на 10 базовых станций купил отдельно. Спасибо Александру с базовой конфигурацией справился быстро. Хочу лишь добавить небольшие акценты на неявные подводные камни, а также полезности при установке.

    1. Ставил версию OMM ту которая пришла на диске в пакете с лицензией. Оказалось на сайте есть более свежая версия 3.0 SP4.
    2. Утилита OM_Configurator.jar никаким образом не находила 32 базовые станции во время выполнения сканирования сети. Лечится набором ручками MAC адреса конфигурируемой базовой станции. Прописав ее настройки и MAC отправляем на нее конфигурацию и все получается. Она тут же становится видна в системе.
    3. В WEB интерфейсе OMM в конфигурации SITE есть пункт Hi-Q audio technology. Проверьте галку, иначе 32 базовые станции работать не будут. Будут иметь статус ПОДКЛЮЧЕННЫЕ, но НЕ АКТИВНЫЕ.У меня почему-то по дефолту галка стояла. Я даже на смотрел в ту сторону, так как сам не ставил ее.
    4. Полезно в OM_Configurator.jar добавлять в базовые станции параметр NTP server address ссылаясь на компьютер в сети, чтобы базовые станции брали с него время. Это удобно для чтения логов событий.
    5. А еще полезно добавить в OM_Configurator.jar параметр SYSLOG server address для чтения событий прямо с базовых станций на заданном компьютере, это особенно ценно во время нештатных ситуаций, когда не понятно какие базовые станции работают, а на каких ошибки и порой даже консоль невозможно запустить. А вкл/выкл по очередно базовых станций покажет вам лог загрузки и все ошибки.

    Всем спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за полезный отчет и опыт!

      Удалить
    2. А в эксплуатации как? надёжно? Ну, скажем по сравнению с DECT-ом обычным от Panasonic?

      Удалить
    3. Как можно сравнить домашний DECT-удлинитель для одной трубки и масштабируемую систему на кучу абонентов с огромным бесшовным покрытием?
      Кроме того, что касается DECT - в базах Aastra он как раз самый обычный, стандарта GAP.

      Инсталляции работают надежно, можно спросить у предыдущего независимого комментатора, который ее развернул в боевую эксплуатацию.
      Есть возможность резервирования главной (управляющей) точки доступа, что увеличивает надежность все системы.

      Удалить
  2. Доброго дня! А не просвятите в плане лицензирования! Как-то смутно написано так и не понял какие лицензии потребуются! Ну, скажем я планирую развернуть 5 базовых станций на 40 абонентов!

    ОтветитьУдалить
  3. ДД. Если телефон покидает зону действия БСки, то он все равно остается зареганым на Астере(оборуд все аналог статье). Как решить?

    ОтветитьУдалить
  4. Aastra - это полный отстой.
    Настройки усложнены до ужаса.
    Что-то можно сделать только через браузер, что-то только через программу.
    Программ три!!!!!!
    До сих пор не проходят все вызовы с DECT.
    Техподдержка нулевая.
    Что делать - не знаю.

    ОтветитьУдалить